Обратный звонок
Ваше имя*
Ваш телефон*

Ваше сообщение отправлено. Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.

Работы победителей 10-го конкурса эссе по произведениям современной литературы. Часть 1

04.04.2023
Боровкова Ксения

Эссе по рассказу Н. Романовой-Сегень «Книга»

Одна из самых животрепещущих тем в литературе – тема жизненного пути человека в условиях войны. В «Книге» Натальи Романовой-Сегень эта тема раскрывается особенно ярко.

В условиях Великой Отечественной войны бойцы, чтобы не упасть духом, находили себе мимолётные простые радости. Например, такие, как чтение вслух. В данном рассказе такой отдушиной является третий том «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого. Его любил читать отрывками якут, по имени Бэргэн (он же Пётр Досифеев) – главный герой повествования.

Бэргэн изображён человеком простодушным, открытым, ранимым, как большой ребёнок. «Война и мир» стала его спутником во время войны. Якут обращался с ней бережно, не давал почитать другим. Даже выучил русский язык, чтобы читать её. Насмешек со стороны однополчан он не понимал, продолжая ежедневно штудировать книгу.

Помимо главного героя и персонажей «Войны и мира», в рассказе также значимую роль играют другие образы. Это капитан Подпоров, так и не увидевший своих маленьких детей. Это рядовые Пятов и Уланов, старшина Ермаков… Некогда боевые товарищи, все они погибли в сражениях. Их гибель доказывает жестокость и беспощадность войны.

Можно утверждать, что «Война и мир» стала для Петра чем-то вроде религии. Тем более, что нашёл он этот томик в монастыре. Эпопея стала ориентиром, ключом к чему-то, чего искала бэргэнова душа. А искала она счастья, спокойствия.

Но, помимо всего этого, эпопея Толстого играет ключевую роль в развитии сюжета. Отрывки, прочтённые якутом, предсказывают грядущее сражение в книге, один за другим отражают через книжных персонажей внутреннее состояние Бэргэна.

Можно провести параллель между Бэргэном и Пьером Безуховым, который особенно импонировал якуту. Оба они схожи мягким характером, ребячеством, воодушевлённостью. Но ближе к середине рассказа томик «Войны и мира» способствовал духовному становлению якута. Бэргэн очень изменился. Как минимум, «он был среди бойцов гидом по тропам войны».

В это время приближался день сражения. Досифеев стал осознавать связь между его жизнью и книгой ещё больше. Обрёл друга, пусть и ненадолго. Учил других якутов русскому языку. Теперь он стал похож на Андрея Болконского. Как и в книге, Бэргэн испытывал сначала смятение и тревогу, которые были вызваны осознанием скорой гибели. Якут по корням, он духовно «обрусел». Он нашёл внутри себя то самое зерно  – бесстрашие.

И вот момент сражения. Бэргэн ранен. Последняя его воля – чтобы его друг взял себе «Войну и мир». Этот поступок доказывает всю преданность якута этой книге, сыгравшей ключевую роль в становлении Бэргэна как высоконравственного человека. Ещё одно подтверждение тому – последние слова: непотухающего огня тебе (Андрею Бусыгину). То есть, долгой жизни. Бэргэну стали чужды эгоизм и малодушие.

Благодаря Андрею Бусыгину, тоже впоследствии «обрусевшему», миру стала известна история Петра Досифеева. Андрей занимает важное место в произведении: он является связующим звеном между кровопролитной войной и последующим восстановлением страны.

Пётр Досифеев (он же Бэргэн) прошёл предначертанный ему путь бок о бок с «Войной и миром». Эта книга, правда, особенная, ведь далеко не с каждой книгой за пазухой пойдёшь на смерть. Из нежного и ранимого Пьера Безухова Бэргэн превратился в неукротимого Андрея Болконского. Не без влияния этой книги Бэргэн мужественно сражался. Потом пал за Родину. Это ли не высшее счастье, которого искала его душа?

Но стоит упомянуть о другом пласте этого произведения – о его структуре и деталях, появляющихся на его страницах.

Интересно то, что весомую часть от общего объёма занимают цитаты из эпопеи – достаточно редкая черта в литературе. Примером (скорее даже аналогом) такого приёма может служить «Дон Кихот» Сервантеса, где также используются вставные эпизоды. Однако в «Книге» повествование и вставные части намного больше связаны друг с другом. Части из «Войны и мира» напрямую влияют на развитие сюжета в «Книге». Очень необычное явление, которое нужно для проведения параллели «жизнь героя – книга». Автору нужно показать тождественность сюжета в книге и реальной истории, создать впечатление удивительной идентичности двух линий развития событий.

Также примечательно то, что все названия, номера дивизий и даты реальные. Этот факт подчёркивает, что это не далёкое прошлое, а совсем недавние, почти свежие и ещё не канувшие в Лету события. Это ужасающая недавняя реальность, которая очень важна для осознания глобальности произошедшего.

Также стоит учитывать, что произведение написано нашей современницей и землячкой. Несомненно, теме Великой Отечественной войны в СССР уделяли особое внимание. Неудивительно, что текст отличается точностью и меткостью изображения.

«Книга» Натальи Романовой-Сегень очень важна для понимания человека, его жизненного пути и предназначения. Бэргэн стал символом русского человека, вовлечённого в войну. Он прошёл нравственное становление, духовный поиск и развитие сильнейших сторон и качеств. 

Синельникова Анастасия

Символ мира

Что такое книга? Это товар, подпорка для качающегося стола или, может, то, что нужно для получения знаний? Для каждого человека книга имеет своё значение. Для главного героя произведения «Книга» она является чем-то большим.

Действия произведения разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Петр находит том Толстого в Новгороде, он отмечает, что книга почти не застала мирного времени: «Книгу якут нашёл в Новгороде. Город тогда ещё не был занят немцами. Тёплым августовским вечером рядовой Досифеев бродил по Антониевому монастырю, расположенному на правом берегу Волхова. Когда-то здесь находилась Духовная семинария, а затем в бывших монастырских постройках обосновался учительский институт. «...В то время здесь было шумно, весело. Сегодняшним вечером, несмотря на войну, в человека вторгалась тишина. Бэргэн слушал её сердцем и никак не мог поверить, что музыка тишины, разливавшаяся по его телу, слишком временна. Скоро снова начнется стрельба, грохот, будет опять шумно, но по-другому. Этот шум весельем не называется». Книга для него символ мира, того, что неподвластно войнам и разрушениям, то, что жило до нас и будет жить после. Главный герой – якут, но «Война и мир» становится для него родным и актуальным произведением. Он читает его при любых обстоятельствах, чем порождает насмешки со стороны своих товарищей. Однако и они вскоре прониклись чтением Петра.

Для него книга не просто способ потратить своё время и провести досуг — он уважает творчество автора, для него книга — источник мудрости, способ сбежать из реальности на время. В ходе сражений он получил ранение, многие его соотечественники погибают на поле боя, но книга всё ещё была с ним, всё ещё дарила воспоминания о том времени, когда у людей было мирное небо над головой.

Своим увлечением Пётр Досифеев вдохновлял других людей. Судьба столкнула его с безграмотным Андреем Бусыгиным, который проникся чтением главного героя: «Эркин любил слушать, когда Бэргэн читал ему русскую книгу. Он почти ничего не понимал, но его завораживало само чтение». Бэргэн погиб, отдав книги безграмотному: «— «Война и мир». Тебе, Эркин. Читай. А теперь уходи». В тот момент книга стала чем-то важным не только для главного героя.

Мне очень понравилось это произведение, я, возможно, как и многие, люблю читать. Я нахожу в книгах утешение, каждая книга открывает отдельный мир, отличающийся от того, что окружает всех нас. Книги могут сближать, вдохновлять или заставлять задуматься. Читая рассказ Натальи Романовой-Сегень, я поняла, что отношение главного героя к литературе и его мировоззрение по поводу искусства слова схожи с моими представлениями об этом. Я даже могу сказать, что именно это и заставило меня выбрать этот рассказ для своего эссе.

Многие писатели неоднократно доказывали, что книга не просто вещь. Так, например, Максим Горький говорил: «Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком». Данная тема крайне актуальна сейчас. К сожалению, мы живём в неспокойное время в неспокойном мире, очень важно уметь находить способы не потерять себя, и в этом может очень помочь литература. Петр показывает это как нельзя лучше, он его чтение, причём вслух, играет роль эмоциональной разрядки, хотя не всем это нравится: «— Мы от своей войны устали, — говорил кое-кто из бойцов на привале, — а он нам еще одну подсовывает». 

В конце повествования некогда безграмотный Эркин возвращает книгу на ее законное место. На обложке он пишет следующие слова: «Дорогие будущие учителя, пишет вам ваш коллега — преподаватель русского языка и литературы Бусыгин Андрей Викторович, якут по национальности. Когда вы будете держать эту книгу в руках, возможно, меня уже не будет на белом свете, ибо болен и явно слышу зов предков. Перед уходом в мир иной возвращаю вам книгу Льва Николаевича Толстого «Война и мир», самую лучшую книгу в мире. Долгие годы она шагала со мной бок о бок. Прочитав много раз том от корки до корки, я в течение жизни открывал его наугад и читал, читал, читал. Когда я читал 33-ю страницу, еще будучи на войне, внезапно началась бомбежка, когда 219-ю — объявили о полёте Гагарина в космос, однажды читал на 12-й странице — объявили об открытии Храма Христа Спасителя. Эту книгу читали на ступенях рейхстага и в якутской урасе, на привале между боями и в школьном классе. Вот и сейчас, в последний раз, открою «Войну и мир» и прочту знакомые строки. Эту книгу вам доставит внук доблестно сражавшегося и погибшего на Ильменском озере якута Петра Досифеева. В 1941 году рядовой Досифеев нашёл ее на новгородской земле, и до самой его гибели в феврале 1943 она была с ним. Отдавая перед смертью мне книгу, он под огнём пуль пожелал незатухающего огня, значит, пожелал долгой жизни. А теперь настала моя очередь пожелать незатухающего огня вам и могучему творению Льва Николаевича Толстого».

В завершение своего эссе я хочу сказать, что книга не просто вещь. Она может дарить надежду и мир душе в любой ситуации.

Фролов Иван

Ломаные ритмы времени…

Мы все живем на одной планете и, как мы часто говорим, образуем большую семью, которая прекрасно уживается вместе. Мы все – дети разных времен, которые видят вещи по-разному. Как часто в жизни бывают ситуации, когда представители разных поколений конфликтуют на почве этого. Поэтому столкновение разных точек зрения неизбежно.

Самым важным, на мой взгляд, является вопрос «отцов и детей», взаимоотношения между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними необходимо и неизбежно.

Этой теме посвящено множество художественных произведений и фильмов. Мысли об этих взаимоотношениях были и у меня, когда я читал рассказ Натальи Моловцевой «Драм-степ». Произведение написано простым языком, но совсем не кажется поверхностным или неглубоким. Я понял, что Моловцева – внимательный  и проницательный писатель, а внутренние миры ее героев изображены чрезвычайно реалистично.

В реальной жизни трудно найти человека, который ни разу не был бы непонятым или раскритикованным старшими. Интересы, предпочтения и увлечения людей никак не совпадают и даже раздражают других: «Оторвать внучку от телевизора оказалось еще сложнее. Она смотрит фэнтези – это  сплошные приключения, трюки, спецэффекты. А по эту сторону экрана – что тут интересного?… «Сейчас приду» прозвучало и через пять, и через десять, и через пятнадцать минут…»

Меня всегда интересовало, почему самые близкие и дорогие нам люди не могут понять друг друга. Как часто сейчас звучит фраза: «Какие же они бесчувственные, нынешние дети! Наденут свои наушники, отгородятся от мира, и ничего-то для них не существует, кроме них самих.» 

И как приятно, когда наступает момент, когда между родителями и детьми возникает понимание: «Сверху мне все хорошо было видно: и парни, и женщина (ребенку, совсем малышу, было все равно) взглядывали на девчонку с недоумением: чего она так непонятно дергается? То ли подпрыгивает, то ли какие-то странные упражнения выполняет. Недоумение их легко объяснимо: музыка звучит только в наушниках внучки, окружающим она не слышна. И они не могут понять природы ее телодвижений…

Волосы у моей Миланы распущены по плечам, велосипед и пляжная сумка лежат у ног, а ноги выделывают странные па…

Уже несколько дней она твердила мне про танец, называющийся «драм-степ» и порывалась его исполнить, но дела, дела… эта самая грязная посуда… И вот теперь я вижу этот танец при странных, как говорится, обстоятельствах. Господи, но как она сейчас хороша – с распущенными волосами, стройной фигуркой, руками, брошенными в пространство.  В голову приходит то ли здравая, то ли отчаянная мысль: в конце концов, должна же она когда-то в первый раз пойти на речку одна! Ребенок вырос, ребенок жаждет самостоятельности. Так почему не сегодня?!»

Пытаясь ответить на эти вопросы, я пришел к выводу, что, как и во всех проблемах, виноваты обе стороны.

Внутренняя жизнь семьи, отношения с самыми близкими нам людьми - это именно то, что необходимо понять современному человеку. Глубоким лиризмом наполнены строки рассказа «Драм-степ», в центре сюжета которого – попытки бабушки органически влиться в жизнь и понять свою стремительно взрослеющую, внучку: «Ей ведь тоже нелегко взрослеть. Я просто забыла, как это бывает. Я забыла, что наступает возраст, когда пришла пора увидеть — своими глазами увидеть! — мир, в который пришла. Увидеть, понять и оценить его — опять же, самой, без посторонней помощи, без всяких указчиков и подсказчиков. Разве со мной было не так? Разве со всеми бывает не так?

Раньше я думал, что конфликт поколений – это  неизбежное явление, которое рано или поздно случается в каждой семье. Но теперь я убежден, что эта проблема решаема и может быть решена, если мы захотим. Все начинается с недопонимания, которое нарастает снежным комом и становится все тяжелее с каждым новым конфликтом. Иногда недоразумения и обиды просто слишком велики, чтобы их можно было сдвинуть с места. Лучший способ не доводить дело до этого - быть терпеливыми, слушать и, конечно, стараться понять друг друга, как это делает главная героиня: «Посуда давно перемыта, и мне никто и ничто не мешает заняться тем, чем хочу. Чего же я хочу? Вот загляну-ка в интернет: что это все-таки за танец – драм-степ? По поводу «степ» я и сама, кажется, уже догадалась: это давно известная чечетка. А что значит приставка «драм»?

Приставка, - объясняет электронный всезнайка, - возникла недавно и означает вот что: новая разновидность старого танца «строится под ломаные ритмы».

Под ломаные ритмы… Ну, а какие же еще ритмы могут быть у нынешнего времени?!..

Еще одна любопытная деталь: техника танца, оказывается, зависит от того, «насколько хорошо человек владеет своим телом, может выполнять элементы кручения, поворотов и разворотов».

Ну, прямо не танец, а аллегория жизни…»

Когда дети вырастают и становятся подростками, их отношение к родителям и к жизни в целом кардинально меняется. В этом возрасте происходит перестройка всего организма, бушуют гормоны и хочется поскорее вырасти. Впрочем, многие подростки считают, что они уже достаточно взрослые и могут самостоятельно принимать решения, как распорядиться своей жизнью. Родители, напротив, считают, что их дети еще маленькие и беспомощные. Просто  родители считают нас детьми, которые нуждаются в постоянной заботе. Взрослые продолжают учить и направлять нас так же, как они делали это, когда мы были детьми, но подростки считают себя взрослыми и независимыми, и они больше не слушают своих родителей, потому что считают, что родители больше не являются авторитетом. Такое непонимание между поколениями обычно приводит к конфликтам.

Когда родители говорят что-то, чего я не понимаю или с чем не согласен, я стараюсь поставить себя на их место. Прошу их вспомнить, какими были они в моем возрасте. В таком диалоге рождается истина, мы практически всегда находим компромисс. Меня тронули строки: «Теперь к ним нельзя лезть даже с нежностью и любовью – им в своих семьях этого добра хватает, зачем еще что-то сверх? Сверх – это уже не нужно, излишества тоже вредны, они это знают, поскольку полезной информацией напичканы по уши. А если нужда в совете все-таки возникает – на это есть психолог, который в курсе последних достижений и веяний во всех сферах человеческой жизни.  Так зачем им устаревшие советы устаревших родителей?

Бо-о-льно… Почему они не понимают, как это больно?.. И куда нам девать теперь нашу родительскую любовь, ставшую им не нужной?!»

Но родители должны понять, что их дети должны жить своей собственной жизнью и строить свое будущее, и должны позволить им поступать по-своему. Также важно позволять детям совершать ошибки и учиться на них. В то же время дети, в свою очередь, должны проявлять уважение к старшим. Очень часто их советы действительно мудрые и дельные, ведь они уже один раз прошли все то, чем живете сейчас вы.

Проникновенная история о жизни родственников – детей  и родителей. На первый взгляд, каждый из героев кажется обычным, непримечательным и неинтересным. Однако постепенно эмоциональная динамика этих "обычных" людей становится все яснее и яснее, доказывая истину, что неинтересных людей в этом мире не бывает... Благодаря мелким, но значимым деталям становится ясно, насколько проницательны и глубоки мировоззрения этих, казалось бы, непритязательных персонажей.

Все герои рассказа будто списаны с нас, наших родных, соседей, знакомых, которые не всегда понимают другое поколение. А как она пишет о них! Терпеливо и без фальши, с большой человеческой любовью создает она в своей прозе живые образы, жизненные ситуации нескольких поколений. Простыми словами, с доброй интонацией  Наталья Николаевна рассказывает о самых обыкновенных людях. Хотя произведение невелико по объему, оно очень богато по содержанию и поднимает очень важную тему – тему жизни человека.

Мне бы хотелось поразмышлять о проблемах в отношениях между родителями и детьми и написать об универсальных способах их решения. Хотелось бы, чтобы была такая волшебная таблетка. Социологи и педагоги считают, что воспитание – это все. А я думаю, что целью должно быть создание независимых, активных и разумных людей, которые не боятся стремиться к развитию и принимать решения, а также иметь моральные ориентиры для преодоления невежества. Но простые люди считают, что нужно просто идти на уступки друг другу, слушать и понимать друг друга, создавая ту связь, в которой нуждаются и отцы, и дети.

Вывод напрашивается сам собой. Нужно лишь проанализировать собственное мнение и попытаться приблизиться к объективной истине. Героиня рассказа не может смириться с тем, что ее дочь не позволяет ей лезть к ней с советами: «Но если полезть к ним с советом – это будет расценено как вмешательство во внутренние дела семьи, будет пресечено и отвергнуто самым решительным образом. Да вспомнить хотя бы историю с кроваткой. Когда Владик вырос из своей самой первой – маленькой кроватки, они приняли решение купить другую – двухъярусную. Узнали мы об этом от внучки (в то время она звонила часто): «Бабушка, мама с папой везут двухъярусную кроватку». «Какую-какую?» «Двухъярусную. Владик будет спать внизу, а я наверху». Я тут же взялась названивать на мобильный: «Вы что – с ума сошли?». В ответ раздалось вежливо-холодное: «Ты что там делаешь сейчас - пьешь чай? Вот и пей спокойно. Не нервничай. И не лезь в наши дела…»» Но проходит время, и она, анализируя происходящее приходит к выводу: «Может быть, я опять чего-то не понимаю? Как не понимала в ситуации с кроваткой. Прошло время, и мне в голову пришла очевидная мысль: а ведь они, родители моих внуков, поступили разумно. Они поступили, исходя из обстоятельств: квартира небольшая, в ней тесно, и покупка двухуровневой кровати в какой-то мере решит вопрос жизненного пространства. В конце концов, внучка сможет слушать сказку со второго своего этажа…

Дочка сказала мне тогда жесткие, пожалуй, даже жестокие слова, но что же делать, если я продемонстрировала полную невменяемость? Может быть, наша родительская любовь иногда и впрямь похожа на диктатуру? Вспомни: ты даже не удосужилась задать естественный вопрос: «Почему?» Ты сразу пустила в ход тяжелую артиллерию: «Вы что - с ума сошли?..»»

Сегодня эта проблема стоит особенно остро, потому что жизнь в нашей стране изменилась настолько кардинально, что это может привести к разногласиям и непониманию между поколениями. Как уже отмечалось выше, недопонимание кажется мне главной причиной этой проблемы. Нам нужно быть более внимательными к нашим родственникам, к себе и к другим. Ведь никто не вечен на этой земле, обобщает автор: «Вообще же…

Вообще же я – здесь. А она – там. А потом будет: она - ЗДЕСЬ, а я – ТАМ.

Мы будем помнить друг друга?»

И если мы будем немного внимательнее и добрее друг к другу, мы будем немного ближе к решению этой проблемы.

Изображенные в рассказе человеческие отношения, тонкий психологизм, разговор героев по душам с читателем отзываются в сердце, будоражат чувства своей достоверностью и убедительностью. Открыв рассказ, погрузившись в его мир, начинаешь ощущать, что в  твоих руках роман — и никак не меньше! Это заставляет тебя мысленно возвращаться к прочитанному, размышлять, видеть новые смыслы, возникающие из глубин сюжета, который ты, казалось бы, уже освоил.