Аспирант ВГУ из Сенегала о том, как пришёл к преподаванию русского языка
Умар Соу родом из солнечной страны Сенегал, из города Дакар. Сегодня он – аспирант третьего курса филологического факультета ВГУ. Умар рассказал, как судьба выбрала за него верный профессиональный путь.
– С самого раннего детства я увлекаюсь чтением. Я люблю читать литературу, особенно русскую литературу. Перед бакалавриатом я поступил в университет Дакара, один из крупнейших университетов Западной Африки, на филологический факультет, на отделение русского языка. Моя первая поездка в Россию случилась 6 лет назад: у нас была стажировка, мы работали в отделении с иностранными студентами на филологическом факультете. После бакалавриата я решил поступить на географический факультет. Но я (не знаю, была ли какая-то ошибка) не увидел своё имя в списке, хотя на бакалавриате у меня были хорошие оценки. И вдруг я случайно встретил своего бывшего преподавателя русского языка. Он тоже учился в Воронеже во времена СССР. Он говорит мне: «Умар, я забрал твои документы на кафедру русского языка, ты будешь учиться у нас». Так я и попал в университет. Все курсы я закончил на оценку «отлично» (там бакалавриат – это три года) и поступил в магистратуру.
Стажировка за границей – мечта каждого студента. Умар поделился, как ему посчастливилось пройти практику в ВГУ и какую роль сыграла эта практика в его дальнейшей жизни.
– Перед стажировкой мой преподаватель русского языка ездил подписывать договор о сотрудничестве между университетом Шейха Анты Диопа и ВГУ. Представители вузов подписали документы, согласно которым каждый год 6-7 молодых преподавателей отправляются на стажировку в Россию. Я думал, что поеду на следующий год, но преподаватель вернулся и сказал мне: «Умар, через 2-3 месяца ты будешь в Воронеже, надо подготовиться». Я так обрадовался! На стажировку поехали я и ещё две девушки. После стажировки я остался в Воронеже, а они вернулись на родину. Благодаря воронежским преподавателям я много узнал о России. Педагоги хотели, чтобы я оставался здесь, в Воронеже, продолжил учиться, работать.
Через 5 месяцев я вернулся домой. Мой преподаватель литературы хотел, чтобы я поступил в аспирантуру: «Ты любишь литературу, тебе надо вернуться в Россию». Потом я встретил своего руководителя, который тоже учился в России, в МГУ. Я защитил диплом на «отлично», изучал роман Тургенева «Отцы и дети». Я отправил свою работу в Россию, и мне сказали, что она «очень качественная». И потом, как я уже сказал, у нас было сотрудничество между Сенегалом и Россией. И я подал документы в аспирантуру – и, слава богу, снова оказался в России, в любимом Воронеже.
В аспирантуре я учусь под руководством Тамары Никоновой – преподавателя кафедры русской литературы XX и XXI веков филфака ВГУ. Считаю, что аспирантура – это очень интересно, но очень сложно. Надо заметить, что я не ходил в подготовительную группу для иностранных студентов, потому что они мне сказали: «Тебе не нужен подготовительный факультет, ведь ты хорошо говоришь по-русски». И я сразу поступил в аспирантуру.
У аспирантов, которые пишут научную работу – героический дух. Умар рассказал, над чем он и его руководитель работают сейчас.
– Тема научной работы – «Формирование героев времени в русской литературе конца XIX – начала XX веков». Сейчас мы работаем над романом Чернышевского «Что делать?», разбираем «новых людей». Также работаем над произведениями Чехова «Дом с мезонином» и «Невеста». Там образ женского характера в русской литературе. В романе Горького «Мать» рассматриваем образ Павла Власова. И самый сложный роман Владимира Набокова «Дар», в нём тема очень широкая, но мы стараемся.
Студенческие годы – новые увлечения, новые знакомства, море позитива. С чем ассоциируется студенческая жизнь?
– Это незабываемое время! Мне повезло, я недалеко живу от университета, поэтому пешком хожу на занятия. В университете можно встретить интересных людей из разных стран. Я приобрёл близких друзей в России. Я любопытный человек, хочу встречать новых людей, общаться с ними.
Работа, учёба, дом – рутина. Генри Форд говорил: «Успешные люди вырываются вперёд, используя то время, которое остальные используют впустую». Эта фраза, словно девиз по жизни, сопровождает Умара, так как дом для него – только для сна.
– Помимо основной работы в ВГУ я занимаюсь репетиторством по французскому языку: я помогал трём студентам с РГФ, в том числе и с помощью дистанционного обучения. Я ставлю, например, цель – прочитать 50 – 100 страниц за день – и я прочитаю всю книгу (неважно, в каком месте буду находиться). Также я занимаюсь спортом: хожу в спортзал и играю в футбол с друзьями. Я просто не хочу терять время, мне нравится активная жизнь.
Как не потерять интерес к своей работе? Если следовать примеру Умара, то не нужно останавливаться только на одной деятельности. Нужно быть разносторонней личностью. Где Умар берёт вдохновение для жизни и развития?
– Я получил диплом менеджера и подрабатываю в одном ресторане. Хочу получать много знаний, ведь это мне не помешает – всю жизнь можно учиться и совершенствоваться, главное – захотеть! Когда я был в отпуске в Сенегале, мне позвонили и сказали, что приехали люди из Болгарии, которые хотят посетить Дакар – они ищут русскоговорящего. Попросили стать для них гидом. Ну, конечно, я был совершенно не против, ведь это опыт. Они приехали, мы познакомились, у них была какая-то официальная встреча, они хотели что-то открыть в Сенегале. Всё прошло прекрасно: я показал красивые места, этим людям очень понравился Сенегал. Мы до сих пор поддерживаем связь.
Когда человек в Африке знает русский язык – это большой плюс. И надо стараться говорить красиво и грамотно, это помогает расположить к себе человека.
Как сказал Иван Сергеевич Тургенев, наш русский язык «великий, могучий, правдивый и свободный». Но каждому носителю этого языка известно ещё и то, какой этот язык разнообразный и сложный.
– Я считаю, что плохо говорю по-русски, но очень люблю этот язык. В четвёртом классе, когда мы начали изучать русский, я везде стал использовать алфавит из этого языка. Многие говорили: «Что это? Это чужой язык! Зачем тебе это?» Но я не сам сделал такой выбор: я увидел в списке изучающих своё имя – директор распределил нас по группам. Я подходил и говорил, что не знаю этот язык, но мне сказали, что это хороший язык и у меня получится его понять. Есть такая поговорка: «Не надо судить по внешности». Не надо судить русский язык, когда ещё не узнал его.
Умар признался, если бы у него была возможность повернуть время вспять, он бы не поступал в университет в Дакаре, а сразу приехал бы в Воронеж. Русский язык там, где им живут.
– Русский язык красивый и богатый: язык Пушкина, Лермонтова и других авторов. Да, он сложный, но очень интересный. И когда я уже начал преподавать русский, то понял, что это опасно – преподавать русский язык. Ведь есть люди, которые никогда не были в России, и, несмотря на все усилия преподавателей, у них нет возможности сделать русский язык для себя обязательным. Язык изучать надо не только в школе, в университете, но и в разных людных местах – там ты будешь узнавать жаргоны, просторечие… Это помогает. И если бы я это знал, то я бы не поступил в университет Дакар, а сразу бы поехал в Воронеж.
Мало любить язык – нужно сделать так, чтобы его полюбили другие. Чтобы помочь ученикам, надо показать им правильный ориентир. Умар хочет, чтобы русский язык развивался везде.
– Когда я жил на родине, у меня было много амбиций. Я сказал преподавателям, что надо привлекать внимание учеников к русскому языку. Стоит открыть клуб русского языка, в котором можно будет слушать русскую музыку, читать русскую литературу. Можно сделать какой-то проект, посвящённый русскому языку. Мне сказали, что это очень хорошая идея, и дали вести мне интенсив. И да, мы создали клуб русского языка! И когда я был там, на родине, я делал всё, чтобы русский язык развивался в моём заведении. У нас вообще было мало классов, однако, когда я вернулся, открыли новые аудитории. Директор нам очень помог. Сейчас в Сенегале около 10 000 ребят изучают русский язык.
Клуб развивается – например, мы организовываем «День русского языка». Я работаю в лицее Морис Делафосс, и вместе с представителями лицея Блез Дянь мы открыли общий клуб русского языка. Каждый год мы выбираем заведение, чтобы праздновать вместе «День русского языка». Во время мероприятий ученики поют русские песни, например, «Катюшу». Я сам знаю всю песню, потому что очень люблю культуру России. Также ребята читают стихи Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, а ещё танцуют, рассказывают сказки.
Дакар – Воронеж или Воронеж – Дакар: куда ведёт Умара его дорога? Отталкиваясь от своего профессионального опыта, Умар рассказал, что отличает студентов из Дакара от студентов из Воронежа.
– В Дакаре проблема с коммуникацией. Студенты не привыкли говорить по-русски между собой. Но те, кто учатся на кафедре английского языка, владеют им в свободной форме. Я даже предложил заведующей кафедрой найти преподавателя по коммуникации. Не надо писать на русском – со студентами на русском надо просто говорить.
Умар признаётся, что в Россию его привели собственные амбиции: «человек без дела – это нехорошо».
– Мне нужно постоянно повышать свой уровень. И стать преподавателем в вузе – это моя мечта. Я бы хотел получить сертификат переводчика с русского на французский или наоборот. Также с английского на русский, потому что я, как человек любопытный, люблю узнавать что-то новое, учить новое. Я хотел бы даже получить диплом другого направления – «Международные отношения»: работать в организации или стать консультантом. Параллельно учу немецкий язык, немного знаю турецкий. Да, бывает, что устаю. Но человек без дела – это нехорошо. Нужно двигаться всегда вперёд, не сидеть на месте.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь» (Василий Ключевский).
Умар делится опытом педагогической деятельности.
– Я преподаю русский как иностранный. Наш опорный язык – французский. Когда мы объясняем новый материал на французском языке, мы потом переводим его на русский. Чтобы успешно понять русский язык, надо его хорошо знать (например, как французский – он тоже очень сложный). Например, во французском языке для того, чтобы узнать род, надо знать артикль, а в русском такого нет. Ученики иногда могут перепутать, когда одно слово на русском языке может быть женского рода, а на французском это же слово может иметь другое значение. Но это должна быть самостоятельная работа в голове каждого ученика! Я сторонник того, чтобы не использовать опорный язык. Лучшего всего использовать картинки, чтобы ученик понял, какое слово на русском языке соответствует этой картинке. Но конечно, если нет никакого выхода, то можно обратиться за помощью к французскому.
Умар отмечает: как преподаватель он очень требователен.
– На экзаменах я задаю много вопросов. И в этот момент для меня все равны, будь то друг или ученик – ведь в первую очередь он пришёл на экзамен. Главное – профессионализм. Мой ученик, который закончил бакалавриат, написал хорошую работу «Время на французском, волофском (один из официальных языков Сенегала) и русском языках». Это помогло ему лучше понять каждый язык. Поэтому нужно каждый раз проводить языковое сравнение, тогда всё получится.
Высшая степень профессионализма – это видеть, каких высот достиг твой ученик.
– Сейчас у некоторых из моих учеников уже есть дипломы магистров, некоторые ученики живут во Франции. Перед моей поездкой в Россию у меня в учениках был очень хороший, культурный мальчик, с хорошим акцентом. После бакалавриата он ездил в Париж и сказал, что благодарен мне – в Париже многие говорят на русском. В университете мой ученик выбрал второй язык для изучения – русский. Хоть у него и другое направление, но он продолжает его учить и помнить.
Простой, но ценный совет от Умара будущим студентам:
– Я бы посоветовал больше читать. То же я советую и себе. Чтение – это очень важно, это как путешествие во времени. Благодаря книгам у вас будут красивая речь и хорошее поведение.
ДОСЬЕ:
В 2012 году получил диплом бакалавра по направлению «Филология» с отличием. (Университет Шейха Анты Диопа, Дакар).
В 2013 году получил педагогический сертификат о праве преподавания русского языка в лицее. Стал лучшим выпускником факультета наук и технологии образования и подготовки (Дакар-Сенегал).
В 2015 году окончил Массачусетский технологический институт MIT в Дакаре по направлению «Менеджмент персонала».
В 2016 году получил диплом магистра по направлению «Филология», окончив Университет Шейха Анты Диопа.
В 2017 году получил сертификат практики по филологии (отделение по работе с иностранными студентами, филологический факультет ВГУ).
В 2013 году три месяца проходил практику в лицее Блез Дянь.
С ноября 2013 года и на сегодняшний день преподаёт русский язык в лицее Морис Делафосс.
Также с января 2018 года является заведующим педагогической деятельностью русского языка в Дакаре.
Текст: Римма Тройникова
Фото: предоставлены Умаром Соу Фотогалерея